Как вернуть автомобиль в салон и забрать свои деньги?

Согласно статистике, за три квартала 2021 года жители России приобрели в автосалонах на 3 процента подержанных автомобилей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя стоимость покупки «с пробегом» составила 350 тысяч рублей, наивысший спрос на отечественные «болиды» марки ВАЗ, а также на продукцию концернов из Германии и Южной Кореи. Но какой бы не была платежеспособность человека, его дорога – в автосалон, сотрудники которого постараются сделать все возможное, чтобы оградить себя от возможных неприятностей в будущем…

Процесс возврата подержанного автомобиля обратно в салон достаточно сложный, однако, если дилерский центр ввел своего покупателя в заблуждение (скажем, было установлено уменьшение, скручивание пробега), то принять транспортное средство обязаны без проблем, согласно определению судебной коллегии Верховного суда РФ № 44-КГ-20-19-К7 от 2 марта 2021 года.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля в случае сообщения продавцом недостоверной информации о годе его изготовления и пробеге!

Важно помнить, что в отстаивании своих законных прав и интересов клиенту необходимо руководствоваться, прежде всего, абзацем 8 пункта 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей». Он устанавливает, что покупатель технически сложного товара вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы независимо от того, является ли обнаруженный в нем недостаток существенным, в 15-дневный срок, который исчисляется с даты, следующей за днем передачи товара!
Об этом, кстати, гласит определение судебной коллегии Верховного суда РФ № 32-КГ20-8-К1 от 20 октября 2020 года, также аналогичная правовая позиция содержится и в определении судебной коллегии Верховного суда РФ № 32-КГ20-14-К1 от 9 февраля 2021 года.
Важно, что автосалон или иное юридическое лицо, выступающее продавцом, обязано в соответствии с правилами продажи отдельных видов товаров провести предпродажную подготовку автомобиля. Однако, термин «предпродажная подготовка» в данном случае имеет несколько иную трактовку, нежели та, к которой многие потребители привыкли, и здесь подразумевается обязанность продавца по проведению полной проверки машины с целью донесения до покупателя достоверной информации о ее состоянии. Желающие купить бывшую в употреблении машину должны быть проинформированы как о ее общем техническом состоянии, так и о наличии дефектов и неисправностей. Если покупатель принял решение о приобретении автомобиля, то в договор купли-продажи либо в акт приема-передачи вносятся сведения о наличии дефектов и неисправностей, после чего стороны подписывают эти документы.
Однако, в реальности все происходит несколько иначе. Пресловутый человеческий фактор может сыграть свою злую роль, если кто-нибудь из технических специалистов автосалона упустит (или скроет) недостатки техники. Также важный фактор – время проведения диагностики. Обычно автосалоны ограничиваются лишь одной входящей проверкой.
Необходимо учитывать, что за время продажи автомобиль неоднократно может быть подвергнут перегонам из одного салона в другой, а также различным тест-драйвам, причем, далеко не по идеальной асфальтовой дороге. Благодаря такой эксплуатации, у машины могут возникнуть новые дефекты, о которых продавцы в салоне могут и не знать, ориентируясь на исходные данные. Таким образом, в договор купли-продажи могут быть внесены лишь результаты первоначальной диагностики, поэтому покупатель, обнаружив новые неисправности, имеет право требовать их устранения, обменять либо возвратить автомобиль. Также стоит обратить внимание на дату проведения проверки машины и ее отдаленности от дня покупки.
Иногда при заключении договора купли-продажи автодилеры, пытаясь оградить себя от возможных обязанностей по закону «О защите прав потребителей», указывают в договоре, что автомобиль находится в ненадлежащем состоянии. Таким образом, продавец пытается застраховаться от возможности выявления покупателем неисправностей в течение 15 дней после покупки. Заключив подобный договор, в случае выявления новых дефектов человек фактически лишается права на возврат или ремонт автомобиля за счет продающей организации.
Некоторые автосалоны вносят в договор пункт, что автомобиль подлежит продаже в том состоянии, в каком находится на «витрине», изначально обязывая клиента принять возможные скрытые недостатки, о которых продавец, якобы, не знал на момент сделки. Впоследствии при обращении к дилеру за устранением выявленных неисправностей люди получают отказ на основании вышеуказанных пунктов договора. В данном случае шансы вернуть неисправный автомобиль высоки, поскольку пункты, ущемляющие права покупателя, являются недействительными, но таковыми их может признать только суд (статья 16 Закона «О защите прав потребителей»).
Интересно, что многие договоры купли-продажи автомобилей с пробегом содержат пункт о рассмотрении споров в каком-либо конкретном суде страны. Поскольку текст зачастую является типовым без внесения каких-либо изменений, все равно впоследствии можно обратиться в суд по месту своего жительства либо по месту нахождения продавца.
Памятка для тех, кто идет до конца…
Если в течение 15 дней после приобретения автомобиля с пробегом были выявлены дефекты, не отраженные в договоре купли-продажи, необходимо подготовить претензию с указанием новых неисправностей.
В резолютивной части документа, составленного в произвольной форме, нужно указать одно из требований – устранение вновь выявленного дефекта, обмен на другой автомобиль, возмещение затрат на ремонт или расторжение договора, которое влечет возврат автомобиля и денежных средств. Претензию необходимо вручить под роспись уполномоченному лицу в автосалоне либо отправить ее заказным письмом, при этом датой обращения будет считаться день отправки письма.
Немаловажный фактор – доставка автомобиля на осмотр или ремонт осуществляется силами и за счет продавца! В случае самостоятельной доставки дилерский центр обязан оплатить покупателю все расходы. Если автосалон уходит от своей обязанности, то клиенту необходимо направить заказное письмо, содержащее сведения о необходимости проверки машины на предмет новых дефектов с указанием точного адреса местонахождения транспортного средства, откуда должна будет производиться его доставка. Это будет весомым доказательством для суда, если противоположная сторона вдруг заявит, что покупатель препятствовал автоцентру в данной проверке. Весомым аргументом в пользу покупателя в суде также станут результаты диагностики автомобиля у другого официального авторизованного дилера той же марки.
Закон предоставляет продавцу 10 календарных дней на ответ на претензию покупателя. Если автосалон отказался добровольно устранить недостатки либо вернуть деньги за неисправный автомобиль, то необходимо обращаться только в суд. Подготовку искового заявления лучше поручить опытным юристам СФОБ!
К документу прилагаются копии договора купли-продажи, копии документов, подтверждающих факт оплаты за автомобиль, доказательства наличия дефектов (диагностика, фото, видео и др.). Поскольку суд не имеет специальных технических познаний, то в рамках процесса в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом он назначит судебную экспертизу.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если в суде истец доказал наличие неотраженных в договоре неисправностей, то с продавца помимо возврата денежных средств будет взыскана неустойка в размере 1 процента от стоимости автомобиля за каждый день, начиная с десятого дня от подачи первоначальной претензии и заканчивая датой вынесения судебного решения.
Также к этой сумме прилагается 50% штраф от взысканной неустойки. Например, если был приобретен неисправный автомобиль стоимостью 1 млн. рублей, а разбирательство в суде длилось 3 месяца, то за каждый день с продавца будет взыскиваться 10 тысяч рублей плюс 5 тысяч рублей в качестве штрафа. В итоге, кроме возвращенных денежных средств, клиент за 90 дней получит еще 1 млн. 350 тысяч рублей. Однако, следует учитывать, что суд может уменьшить данную сумму, исходя из нюансов сделки и хода самого разбирательства.

В случае неуверенности в своих силах, обращайтесь к юристу СФОБ, он проконсультирует, как вернуть проданный автомобиль, вне зависимости от того, приобретали вы его в салоне или у частного продавца.